Бюллетень недвижимости, Санкт-Петербург,
19 июля 2010 г.
Мошенники шлифуют мастерство 1023 просмотра
В период финансового кризиса заметно активизировались страховые мошенники, рассчитывающие покрыть убытки или обогатиться за счет страховщика. Схемы обмана страховщиков стали более изощренными. В ответ страховые компании начали налаживать обмен информацией и сообща выявлять нечистых на руку страхователей.
Квалификация обмана
Страховые компании отмечают, что в последние полтора года растет число нечестных страхователей в добровольном личном страховании, страховании имущества. Но главное, отмечают страховщики, существенно выросла квалификация обманщиков. "Мошенники постоянно подстраиваются под системы контролинга, выстраиваемые страховыми компаниями, и обкатывают новые схемы", - говорит начальник управления по противодействию страховому мошенничеству службы безопасности СК "РОСНО" Алексей Бебнев. Если раньше угоняли транспортные средства в основном в страны ближнего зарубежья с неблагополучной криминальной обстановкой или "горячие точки" внутри России (Дагестан, Чечня), то с начала 2009 года возникли новые каналы – "таджикский" и "узбекский", куда через казахстанскую границу поставлялись автомобили, угнанные по сговору между страхователем и угонщиками. Компании РОСНО удалось выявить и ликвидировать один из таких каналов благодаря анализу собственной статистики. Специалисты компании в мае 2009 года отметили неожиданный всплеск угонов "Газелей", которые традиционно относятся к малоинтересным для криминального элемента транспортным средствам. В результате расследования, проведенного службой безопасности РОСНО совместно с милицией и таможенниками, выяснилось, что все заявленные страховые случаи были инсценировками. "Газель" перегонялась в Таджикистан, после чего документы на автомобиль возвращались в Москву, и страхователь заявлял о пропаже автомашины. В итоге так называемая "таджикская группировка" была ликвидирована. Но чаще службы безопасности страховщиков занимаются не искоренением преступных группировок, а предотвращением обмана собственных компаний. "Благодаря активной работе наших специалистов есть люди, которые сообщают нам о подобных мошеннических схемах. У нас был случай, когда страхователь-мошенник заявил об "угоне" авто 2 марта, а мы уже имели информацию, что этот автомобиль пересек границу с Казахстаном 22 февраля, то есть за 10 дней до наступления "страхового случая", - рассказал начальник службы безопасности крупной страховой компании на условиях анонимности.
Коллективная работа
"От классических схем мошенники переходят к различным комбинациям, в которых задействуются работники страховых компаний, подставные лица, страховые посредники, недобросовестные сотрудники правоохранительных органов", - говорит Алексей Бебнев. Как правило, "соавторами" инсценировок выступают знакомые сотрудники ГИБДД, вызванные страхователем на место ДТП. Однако страховщики признают, что среди страховых агентов тоже встречаются люди, которые в силу материальной заинтересованности помогают застрахованным "подкорректировать" картину аварии таким образом, чтобы получить как можно большее возмещение от страховщика. Сегодня обман страховых компаний в рамках ОСАГО превратился в промысел. Особенно такое мошенничество распространено среди лиц, занимающихся куплей-продажей автомобилей и запасных частей к ним. Стали популярны поездки в другие регионы за разбитыми автомобилями. Затем они доставляются в Петербург, где инсценируется авария. После оформление фиктивных документов через знакомых в ГИБДД мошенники подают заявление в компанию, которая выдала "виновнику" полис ОСАГО.
Огонь все скроет
Растет также число мошенничеств в страховании объектов недвижимости и грузов. "Инсценируя страховые случаи по пожарам, страхователи пытаются избавиться от неликвидных товаров, от нерентабельных помещений", - утверждает начальник управления безопасности регионального управления по СЗФО компании "РЕСО-Гарантия" Андрей Марунич. По его словам, участились попытки получить необоснованные выплаты за ущерб застрахованного имущества с помощью поджогов строений (с завышенной стоимостью страхования), складов (с неликвидным товаром или товаром, взятым в кредит, за который надо платить), инсценировка хищения ликвидных грузов (алкоголь, чай, кофе, мясо, электроника). Другие применяемые "методики" - страхование задним числом, умышленное завышение суммы застрахованного имущества, инсценировка страхового события при перевозке грузов (иногда даже несуществующих), фальсификация документов, подтверждающих факт причинения ущерба застрахованному грузу. По словам страховщиков, в "фокусах" со страхованием имущества также стала более распространенной практика участия третьих лиц, помогающих фальсифицировать документы.
Жизнь во лжи
Личное страхование также не осталось вне поля зрения мошенников. "Во втором полугодии 2009 года мы наблюдали рост мошенничества в добровольном медицинском страховании, которое проявляется в моногородах, больше пострадавших от кризиса, чем мегаполисы", - сообщает Алексей Бебнев. В петербургском филиале компании РГС рассказали, что любители полечиться за счет страховой компании встречаются среди туристов. "Они приобретают страховку для выезжающих за рубеж, скрывая от страховщика имеющееся заболевание, приезжают в одну из стран Европы и по предварительной договоренности с врачом клиники получают дорогостоящее лечение. Особенно любят эту схему жители Калининградской области", - поясняет специалист. "Оценивать динамику уровня мошенничества в страховании жизни в абсолютных показателях довольно трудно - этот сегмент страхового бизнеса находится только в стадии разработки каналов коммуникации и обмена информации. Если говорить об экспертной оценке, то имеет смысл отметить повышение "квалификации" мошенников", - говорит директор департамента правового обеспечения и безопасности Allianz РОСНО Жизнь Виктор Дубровин. Наиболее частыми случаями мошенничества остается подделка медицинских документов, то есть постановка несуществующего диагноза. "Характерный случай. К нам обратился застрахованный и сообщил, что через две недели после заключения договора страхования поскользнулся, упал, получил черепно-мозговую травму, вследствие которой стал инвалидом. На просьбу предоставить медицинские документы, свидетельствующие о полученной травме и лечении в стационаре, застрахованный дал туманные объяснения, сославшись на потерю памяти", - рассказывает Виктор Дубровин. В результате проведенного расследования связи между инвалидностью и якобы перенесенной травмой не обнаружилось.
Информация как способ защиты
Страховщики дошли до понимания необходимости объединять усилия. "В этом году работа с мошенничеством стала одним из направлений деятельности комитета по развитию страхования жизни Всероссийского союза страховщиков. Ведущие участники рынка договорились наладить активный обмен информацией и взаимодействие при выявлении фактов мошенничества. Уже есть позитивные результаты", - рассказывает Виктор Дубровин. Активизировался обмен информацией между автостраховщиками. По словам Андрея Марунича, взаимодействие с коллегами помогло их компании выявить супружескую пару, которая на протяжении четырех лет обманывала страховщиков. "Как выяснилось, мужчина и его супруга, имея в собственности два очень схожих автомобиля Audi, страхуют их в разных страховых компаниях, затем инсценируют угон или гибель автомобиля и получают компенсацию от страховщиков. Теперь ими занимаются сотрудники правоохранительных органов", - резюмирует Андрей Марунич.
Елена ДЕНИСЕНКО
Вся пресса за 19 июля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|